Закон о психиатрической помощи.

 Российской Федерации еще нет законов о психологической помощи и этике, на которые действительно можно опираться. Однако есть Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 июля 1992 года N3185-I , на который можно и нужно опираться и если вы клиент, и если вы психолог или психотерапевт. На первой встрече с психологом, психотерапевтом, психиатром вы имеете полное право спросить, знает ли ваш специалист об этом законе и гарантирует ли вам действия в его рамках. Все действия вне рамок этого закона могут производиться только при наличии вашего письменного разрешения.
В области этики психологической и психиатрической помощи много нюансов. Наша страна еще новичок в плане развития сферы психологической помощи. Многим специалистам трудно осознать рамки, в которых они могут действовать, и за которые не могут выходить. Выход за эти рамки, наверное, даже чаще делается из добрых побуждений. Но добрые побуждения — не повод за них выходить.
Приходится, к счастью, не так часто сталкиваться с жалобами клиентов на разглашение тайны их обращения. Однако они бывают и касаются, как поведения сотрудников клиник (в том числе, крупных именитых и государственных), так и действий частных специалистов.
Часто можно услышать о том, что специалист сообщил кому-либо имя и фамилию клиента, беседовал с родными и друзьями клиента о нем без его разрешения и в его отсутствие как лично, так и по телефону, сообщил другому человеку, о том что его клиент обратился или обращался за помощью. Врач клиники неврозов, психиатрической клиники, институтов психиатрии и любых других заведений по оказанию психологической и психиатрической помощи не имеет права сообщить кому бы то ни было (даже родственникам), что вы там находитесь. Врач любого заведения по оказанию помощи при психических проблемах любой тяжести не может вызвать ваших родителей или родственников в клинику без вашего письменного разрешения. Он имеет на это право только если вы несовершеннолетний, и тогда он может сообщать конфиденциальную информацию только вашим родителям. Или если вы официально признаны судом недееспособным. Однако в этом случае врач может сообщать что-либо только опекуну, который назначается для защиты прав недееспособного гражданина.
Люди, обращающиеся за помощью, часто мало знают о своих правах. Не всегда понятно, что является тайной, а что нет. Например, многие думают, что содержание беседы должно быть конфиденциальным, а вот факт обращения к специалисту можно оглашать. Часто люди не могут определить, перешел ли врач или психолог границы или это только так кажется, а он, на самом деле, желает только добра, и нет причины огорчаться. Ниже изложен закон о психиатрической помощи, а также комментарии к нему, которые помогут во многом разобраться.

Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 июля 1992 года N3185-I Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи в редакции от 21.11.2011г
Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной,охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.

Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»»
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Комментарий к статье 9

1. Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, ст. 24 Конституции Российской Федерации запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Эти положения Конституции относятся и к сведениям, составляющим врачебную тайну, т.к. они могут быть разглашены лишь по просьбе самого лица, страдающего психическим расстройством или его законным представителем, а также в случаях, специально установленных законом.
В медицинской этике и деонтологии принцип неразглашения сведений о пациенте именуют обычно «конфиденциальностью». Встречается данный термин и в юридических документах. Так, Президент России своим Указом от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127) утвердил шесть групп (категорий) таких сведений. Четвертую группу составили сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Первой среди них значится врачебная тайна.

2. Комментируемая статья устанавливает перечень сведений, составляющих врачебную тайну. К ним относятся сведения:
— о наличии у гражданина психического расстройства — любая информация, которая свидетельствует о том, что лицо страдает психическим расстройством;
— о фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, — любая информация, свидетельствующая об обращении лица за психиатрической помощью (независимо от результатов) и лечении его в учреждении (независимо от вида учреждения, вида и продолжительности лечения и т.п.);
— иные сведения о состоянии психического здоровья — информация о психических расстройствах, которые имелись или имеются у гражданина.

3. Согласно общепринятым нормам врачебной этики обязанность сохранять врачебную тайну не прекращается со смертью пациента. Это правило содержится, в частности, в Кодексе профессиональной этики психиатра: «Смерть пациента не освобождает психиатра от обязанности сохранения врачебной тайны». (Кодекс принят на пленуме правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г. Его текст опубликован в кн.: Этика практической психиатрии: Руководство для врачей. М., 1996. С. 229 — 237).

4. Охране врачебной тайны посвящена ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, согласно которой при оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). Так, в соответствии с Постановлением Фонда социального страхования РФ от 17 мая 1995 г. N 25, Приказом Минздравмедпрома РФ от 17 мая 1995 года N 128 «О печатях и штампах для оформления медицинских документов» в целях соблюдения статьи 23 Конституции Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статей 8 и 9 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» по согласованию с пациентами или их законными представителями, при оформлении документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и других медицинских документов должны использоваться специальные печать или штамп учреждения, организации без указания его профиля.
Например, вместо «Московская городская психиатрическая больница N 1» именовать «Московская городская больница N 1».

5. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Основ, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 13 настоящих Основ.

6. Статья 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает случаи, когда информация о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, указанных ниже.
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
— в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;
— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
— по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
— в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
— в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
— в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
— в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
— при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
— в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
— в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, возможно наступление дисциплинарной и уголовной ответственности. Уголовный кодекс РСФСР содержал отдельную статью, устанавливающую ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицом, которому эти сведения стали известны в связи с исполнением им своих служебных или профессиональных обязанностей (ст. 128.1 УК РСФСР). Действующее уголовное законодательство такой специальной нормы не содержит, а уголовная ответственность наступает по ч. 2 ст. 137 УК РФ за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения.
Если сведения, перечисленные в ст. 9 Закона о психиатрической помощи, стали известны посторонним лицам не при исполнении ими своих служебных либо профессиональных функций, то обязанность не разглашать и не распространять эти сведения носит моральный характер.

8. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влечет за собой уголовную ответственность согласно статье 140 Уголовного кодекса РФ.

Для комментария использованы материалы:

1) КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. N 3185-1 «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ» А.А. РОЖДЕСТВИНА 2006
2) «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ. КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ», ГК РФ И УК РФ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ)» ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ ИМ. В.П. СЕРБСКОГО
2002 Под общей редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Т.Б. Дмитриевой. Издание второе, исправленное и дополненное.